International Radio Operator VHF - SRC

КУРС МОРСКОЙ РАДИОСВЯЗИ
CERTIFICATION FOR VHF RADIO OPERATIONS AND SHORT RANGE CERTIFICATE (SRC)
(IYT PASSPORT TRAINING PROGRAMME MODULE 12)

1. Введение

1.1 Цель раздела

Изучить как осуществляется регулирование радиосвязи на море и ознакомиться с организациями, которые за это ответственны.

1.2 Введение

Гибель Титаника в 1912 году в корне изменила отношение к вопросам безопасности на море во всем мире. Также это послужило катализатором создания международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).
Эта конвенция определяет минимальные требования по безопасности, которые должны выполняться всеми странами. В частности IV Глава СОЛАС касается радиооборудования и его использования для обеспечения безопасности.
Морская радиосвязь контролируется Международной Морской Организацией (IMO) и Международным Союзом Электросвязи (ITU). Они разработали Глобальную Морскую Систему Связи при Бедствии (ГМССБ), основанную на наборе согласованных на международном уровне процедур и типов оборудования для связи, чтобы повысить безопасность и упростить спасение терпящих бедствие судов и самолетов.
Требования к оборудованию ГМССБ изложены в Главе IV СОЛАС.Хотя не все суда обязаны иметь на борту полный комплект оборудования ГМССБ, все же рекомендуется иметь средства связи на случай бедствия.Несмотря на то, что сейчас широко распространена сотовая телефонная связь, 
не стоит полагаться только на нее. Она может оказаться недоступной даже в прибрежных районах, и вызов помощи 
по телефону будет невозможен.

1.3 Точность информации

Хотя этот курс рассчитан на наиболее точное освоение всех аспектов пользования радиосвязью, невозможно охватить особенности законодательства всех стран по этой теме.Радиооператор должен знать и понимать местные законы 
и процедуры и строго их выполнять.Радиооборудование судна должно быть зарегистрировано государством 
флага судна.

1.4 Информация о курсе

В этом курсе описаны различные типы оборудования радиосвязи и способы его эффективного использования.
Особое внимание уделено правильному использованию процедур, применяемых при экстренных ситуациях.

2. Лицензирование

2.1 Цель раздела

В этом разделе описывается нормативная база работы радиооператора и правила лицензирования радиооборудования.

2.2 Требования к лицензированию

В соответствии с последним (2012 г.) изданием Международного регламента радиосвязи:

  • Все морское радиооборудование, включая переносные радиостанции, должно иметь лицензию, оформленную по надлежащей форме в соответствии с положениями Международного регламента радиосвязи. Лицензия выдается государственным органом или от имени государственного органа страны флага судна, на котором установлено оборудование.
  • Операторы радиооборудования, использующие частоты и процедуры ГМССБ должны иметь сертификат, выданный или признаваемый государственным органом, контролирующим работу морского радиооборудования в стране флага.

Получение сертификата УКВ через агентство, одобренное IMO или ITU, дает право оператору использовать УКВ оборудование по всему миру, принимая, однако, во внимание местные правила и процедуры тех стран, в которых находится судно. Ниже приведены некоторые примеры таких агентств.

Существует шесть категорий сертифицирования радиооператоров:

  • Электронный сертификат первого класса
  • Электронный сертификат второго класса
  • Общий электронный сертификат
  • Ограниченный электронный сертификат
  • Оператор дальней радиосвязи (Для судов не подведомственных СОЛАС)
  • Оператор прибрежной радиосвязи (Для судов не подведомственных СОЛАС)

Этот курс предполагает сертификацию оператора прибрежной радиосвязи на частотах УКВ в соответствии с программой, признаваемой Всемирной Радиоконференцией (WRC, 2012). Для большинства прибрежных операций, этого курса более чем достаточно, но если вы работаете на коммерческом судне, может потребоваться более продвинутая сертификация. Этот вопрос рассмотрен в следующем разделе.

Сертификат дальней радиосвязи предусматривает работу с оборудованием длинноволнового (MF) и средневолнового (HF) диапазонов и не входит в данный курс. 

В Таблице 1 приведены четыре примера минимальных требований морской сертификации в диапазоне УКВ:

ТАБЛИЦА 1

В таблице 1 используются следующие сокращения:

* ACMA - Австралийское управление по коммуникациям и СМИ.

* AMC - Австралийский морской колледж.

* CPSS - Канадский эскадрон моторный и парусных судов.

* FCC– Федеральная комиссия по связи.

* MCA– Агентство морской и береговой охраны.

* MP - Разрешение морского радиооператора.

* MROVCP - Сертификат квалификации морских радиооператоров VHF.

* OMC - Управление морских коммуникаций.

* ROC (M) - Сертификат радиооператораа (морской).

* RYA - Королевская яхтенная ассоциация.

* SRC– Сертификат прибрежной радиосвязи.

3. Морской диапазон УКВ

3.1 Цель раздела

В этом разделе описывается морской диапазон радиосвязи УКВ и отмечаются международно принятые каналы, которые вы будете использовать после сертификации.

3.2 Морской диапазон радиосвязи

Международный Союз Электросвязи (ITU) выделил частоты между 156,0 и 162,025 МГц в качестве морского диапазона радиосвязи УКВ.  Эта полоса частот разделена на несколько каналов, которые могут быть доступны оператору.

3.3 Симплекс и дуплекс

Симплексная операция - При таких переговорах обе станции используют только одну частоту, что не дает возможности говорить и слушать одновременно. Это называется симплексной операцией. В большинстве УКВ станций используется именно такой способ ведения переговоров.
Дуплексная операция - Каждая станция передает свою индивидуальную частоту, и в то же самое время получает передающую частоту других станций. Точно также работают и местный телефон, используя который, вы можете и говорить и слушать одновременно.
При дуплексной работе необходимо две частоты, вместо одной , что приводит к удорожанию самой радиостанции, применению двух антенн или установке специального дуплексного фильтра. Такая схема ведет к общему удорожанию системы в целом и проблемам в установке оборудования.

Важно отметить, что для полнодуплексной работы оба радиоканала должны быть дуплексными. а также используемое радиооборудование должно поддерживать этот режим. Дуплексное радиооборудование обычно установлено только на береговых станциях.

3.4 Международные каналы

В международной практике существует набор каналов, используемых для определенных целей. Необходимо, тем не менее учитывать, что разные страны могут использовать эти и другие каналы для разных типов переговоров.

  • Канал 16 - Международный канал, используемый в случае бедствия, необходимости срочной помощи и для безопасности движения судов.
  • Канал 70 - ЦИВ (Цифровой Избирательный Вызов) Только для передачи данных - голосовые переговоры запрещены. Для установления первичного контакта в случае бедствия, необходимости срочной помощи или наличия опасности для судоходства. Последующие переговоры, как правило, ведутся голосом. Позже в это будет рассмотрено более детально.
  • Канал 13 - "Мостик - мостик" - это канал официально не используется в ГМССБ. Обычно коммерческие суда прослушивают этот канал в ситуации, когда есть опасность столкновения.
  • Канал 80 - Международный канал для марин. Если марина не отвечает на канале 16, ее надо вызвать на канале 80. Также в Европейских маринах часто используются каналы 9, 12, 17 и другие, использование которых не регламентировано документами ГМССБ.
  • Другие типы международных каналов:
    • Каналы переговоров между судами.
    • Каналы связи с портами и службами движения судов - группа каналов, выделенная международными соглашениями. Каналы этой группы используются портами, нефтяными терминалами и везде, где требуется организация безопасного движения судов.
    • Каналы публичной связи. В настоящее время используются очень редко. Предназначались для связи судовых станций с телефонными сетями общего пользования.